Письмо ФНС РФ от 02.06.2016 N ГД-4-8/9849

ФНС рассказал, как налоговики могут с должным эффектом сообщать в правоохранительные органы о фактах сокрытия налогоплательщиками денежных средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание недоимки.
Данный состав преступления предусмотрен статьей 199.2 УК. Сокрыть имущество могут:
• собственник имущества;
• руководитель организации — налогоплательщика (плательщика сбора), либо организации — налогового агента;
• иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации;
• ИП или налоговый агент.
«Под статью» попадает крупный размер — стоимость сокрытого имущества, которое могло бы быть направлено на погашение недоимки свыше 1,5 млн рублей. Уголовная отвественность может наступить при наличии умысла и после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора.
Обстоятельствами, свидетельствующими о сокрытии денежных средств или имущества, могут быть:
• перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
• использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК (заблокирован счет), например через кассу предприятия;
• использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
• открытие новых расчетных счетов;
• несдача денежной выручки в кассу;
• утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
• несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
• отчуждение имущества;
• совершение с имуществом мнимых сделок.
Признаки, свидетельствующие о сокрытии, могут быть следующие:
1) отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;
2) темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов по налоговой отчетности;
3) налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
4) имеют место хозоперации по реализации с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
5) заключение «формальных» («сомнительных») договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и так далее);
6) в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы, у которых присутствуют признаки «фирм-однодневок»;
7) налогоплательщик препятствует налоговому контролю.
Источниками информации о сокрытии, в частности, могут быть:
• налоговые декларации;
• бухгалтерская отчетность;
• акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
• иные формы проведения налогового контроля;
• материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
• заключение эксперта;
• выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
• сведения из регистрирующих органов.
Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК производится следователями следственного комитета РФ. Следователь, получив заявление или сообщение о преступлении, в течение трех суток с момента поступления такого сообщения проводит доследственную проверку, в ходе которой он вправе производить процессуальные действия и собирать доказательства, необходимые для закрепления следов преступления. Срок доследственной проверки может быть продлен руководителем следственного органа до 10 суток, а в исключительных случаях — до 30-ти суток.
По результатам проверки заявления или материала следователь выносит решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении уголовного дела, или о передаче материалов по подследственности для принятия процессуального решения.
С целью сбора доказательственной базы, подтверждающей сокрытие, материалы также могут быть направлены налоговым органом в органы внутренних дел для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности. При этом в соответствии с федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы.